Удачная рыбалка для всех!

« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!»

Автор: Сергей Титов Спорт: Спиннинг


« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!» Сергей ТитовГде-то около года назад в прессе появилась статья с очень похожим названием. В ней рассматривался вопрос о финансировании различного рода соревнований рыболовного спорта, и давались весьма осторожные прогнозы на будущее, а именно — «играть» на деньги с целью именно заработать на жизнь будут все больше и больше спортсменов, постепенно переходя в разряд профессионалов, да и соревнований с денежным призом резко прибавится. Что же можно сказать по прошествии года? Играют ли на деньги? Осторожно скажем, не очень. Зато появилось другое, доселе в рыболовном спорте не встречавшееся движение — спортсменам стали давать деньги просто для того, чтобы они выступали как можно красивее — старались для зрителя. Почему?

После окончания последних Олимпийских игр, на которых наша сборная одержала «блестящее поражение», как в медальном зачете, так и в психологической борьбе, у многих встал резонный вопрос: «А где собственно, деньги?» Те самые не то один, не то три миллиарда (вдумайтесь на секунду в цифры!!!) рублей, потраченных непонятно на что. Впрочем, это вопрос риторический, кому надо — разберутся. А вопрос собственно в том, как жить дальше тем видам спорта, которые не являются олимпийскими и следовательно не получают господдержки из бюджета (читай — из нашего с вами кармана). К таким видам спорта, безусловно, относится и рыболовный. И будет относиться всегда, потому, что у наших чиновников от спорта он стоит в списке аккурат за «Прыжками через нарты». И судя по всему, там и останется надолго (ну может быть до тех пор, пока на другом Олимпе не появится человек, страстно увлекающийся рыбалкой). У того же боулинга перспектив стать олимпийским видом спорта гораздо больше.

« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!» Сергей ТитовМногие скажут, что рыболовный спорт не зрелищный, не публичный и так далее, на что им можно ответить примерно так — на последней Олимпиаде разыгрывались медали в 87 видах спорта. Назовите мне сходу хотя бы 30… Во всей олимпийской программе мы, рядовые телезрители с нетерпением ждем трансляции десятка видов — биатлон, конькобежный спорт, на любителя — лыжные гонки и всевозможные спуски с горы на лыжах, но, безусловно, венцом всего является хоккейный финал. Ведь кто бы, сколько бы медалей не завоевал, главное, — кто победит в хоккее.

Примерно та же ситуация и в рыболовном спорте: всем заинтересованным известно, что присутствует ловля на мормышку, зимняя блесна, поплавочная удочка, ловля форели, но всем им, несмотря на то, что наши спортсмены, в отличие от, к примеру, керлингистов неоднократно завоевывали высшие международные титулы, недостает одного, того, за что люди любят смотреть спорт — активности на экране, действия, как сейчас модно говорить, «движухи». Именно поэтому с моей точки зрения отношение телевизионных начальников к показу соревнований по рыболовному спорту такое негативное: нет действия — нет зрителя. Нет зрителя — нет рейтинга, а отсюда рекламы и конечно, денег. И тут рыболовный спорт попадает в замкнутый круг. Ведь, несмотря на победы наших сборных, почти никто про эти победы не узнает, потому что почти никто про это не расскажет телевидение. А потенциальный спонсор, который как бы ни думали многие заинтересован в первую очередь не в меценатстве, а в том, чтобы его деньги принесли отдачу, не станет выделять деньги просто так — ему нужна реклама, и желательно по телевизору. В журналах, кстати, тоже неплохо, но на телевидении гораздо лучше.

Но некоторое время назад в дисциплинах рыболовного спорта появился новичок, да притом как раз такой, какой и нужен для придания зрелищности. И дисциплина эта — ловля басса. Тот самый хоккей на Олимпийских играх, которого больше всего ждут. В отличие от джентльменского, но очень статичного поплавка, динамичного, но не зрелищного спиннинга или труднопонимаемого зрителями зимнего блеснения здесь есть все: динамика мощных катеров, место для оператора, простор для видеосъемок, масса пойманной в кадре рыбы, помпезность взвешивания и награждения. Недаром трансляции с чемпионатов по ловле басса уступают по популярности в США разве что хоккею, боксу и бейсболу. И рекламных площадей там — море. И борта катеров, и форма спортсменов. Неудивительно, что бюджеты таких соревнований в нашем понимании зашкаливают — сотни тысяч долларов, если не миллионы.

Так можно ли нам, имея в данный момент команду, уже побывавшую на верхней ступеньке мирового пьедестала и ничем не уступающую ведущим европейским сборным рассчитывать на что-либо подобное в России, и если да, то, как этого добиться?

« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!» Сергей ТитовЗдесь стоит сделать маленькое отступление и рассказать, как обычно происходит работа со спонсорами. Во-первых, практически всегда привлекаются компании, «завязанные» на рыболовном бизнесе и все, что от них требуется, так это обеспечить призовой фонд соревнований, часто в виде профильных «подарков» в виде приманок, снастей или чего-то подобного. Соответственно, отдача от такой поддержки обещается минимальная. Это разговоры и отчеты в Интернете, может быть отчет в профильном журнале, а чаще — в газете с невнятными фотографиями на фоне логотипов спонсора. Ни о чем более серьезном речи, как правило, не идет. Во-вторых, спонсоры почти всегда рассматриваются как нечто одноразовое — в этом году есть, а на следующий найдем кого-то другого. Примеры длительного сотрудничества можно пересчитать по пальцам.

Так что же следует исправить, хотя бы для того, чтобы рыболовный спорт стал более-менее самофинансируемым, не говоря уже о прибыльности для людей развивающих его в России чаще всего на свои деньги, не получая ни копейки из бюджетов страны, да и Федерации рыболовного спорта?

« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!» Сергей ТитовПерво-наперво, следует доверить заниматься деньгами тому, кто этому научен. Ни в одной команде рыболовов нет (пока?) человека, который занимается получением и правильным распределением спонсорских вложений. Кроме команды по ловле басса. А ведь правильно рассчитанный бюджет — залог того, что денег банально хватит на соревнования. Открою маленький секрет — примерно половина спонсорских денег идет вовсе не на подготовку спортсменов и на организацию соревнований. Нет, они идут на то, что сейчас называется модным словом PR-продвижение и популяризацию того, чем мы занимаемся. В первую очередь это конечно, финансирование съемок различного рода телепрограмм, создание обучающих фильмов и видеоприложений к журналам. И на этом поверьте, не стоит экономить. Живой тому пример — 2 года назад нынешний генеральный спонсор РБЛ — компания Мобильные Теле Системы пошла на эксперимент, проспонсировав дотоле никому не известную сборную, и эта сборная смогла хорошо потренироваться накануне чемпионата мира. И выиграла его! При этом операторы выпустили несколько отличных программ «Рыбалка с Радзишевским». Это стоило дорого, но спонсор получил отдачу, на которую даже не мог рассчитывать. В итоге партнерство было продлено на следующий год.

А если бы команда проиграла? Да ничего страшного, в общем и целом. На следующий год выступили не очень удачно в Мексике, а фильм получился еще лучше — сказался драйв и обилие крупной рыбы в кадре. Это стоило еще дороже, но оно того точно стоило. Дальше уже можно говорить о цепной реакции — видя такую отдачу от вложений, спонсоры если и не выстраиваются в очередь, то по крайней мере не отказываются продолжать и расширять финансирование.

Ну, а потом — кто сказал, что нашим зрителям интересны только лишь победы или поражения наших спортсменов? Совершенно точно, что рыболовство — самый массовый в России… ну если не спорт, то спортивный досуг — это точно. Куча народу смотрит футбол и считает себя, по меньшей мере, знатоками этой игры. На деле же 99% из них в жизни по мячу ногой не попадут. А вот рыбу ловили, если говорить о мужской части населения, пожалуй, все. Уж читатели-то этого журнала — точно. Именно поэтому помимо отчета как такового в фильмах все большее внимание уделяется снастям и методам ловли. Это уже привлекает компании, задействованные в «профильном» рыболовном бизнесе.

Второй пример — много лет на острове Кипр проходят традиционные соревнования РБЛ — «Весенний басс» и «Осенний басс», в сущности, являющиеся кузницей кадров для нашего спорта. И вот недавно и у них появился генеральный спонсор — торговая марка «Норстрим», представляемая компанией «Мир Рыболова». Спонсор обеспечивает призовой фонд турнира, а мы по мере сил стараемся снимать интересные видеоматериалы — у компании есть свой собственный медиа-ресурс, за которым во многом будущее — профильное интернет-телевидение. Ролики с соревнований идут на ура. При этом некоторая часть денег расходуется на закупку весьма интересного оборудования, призванного улучшить процесс съемок. Так только что закуплены весьма недешевые мобильные видеокамеры, фиксирующиеся у спортсмена на голове или поясе. Казалось бы, идея витала в воздухе давно, но никто ее не осуществил. А тут — сразу 5 камер, и с их помощью уже получены великолепные кадры с очень необычного ракурса. Теперь зритель может взглянуть на ловлю глазами спортсмена. Да и секреты проводки, заброса и вываживания как на ладони. И процесс «поймал — отпусти» фиксируется очень четко.

« – Игра на деньги? – Деньги – на игру!» Сергей ТитовКстати, многие профильные спонсоры, в случае получения ожидаемой отдачи от турниров, пытаются подтянуть зарубежных партнеров-поставщиков. Им идея давать деньги на рыболовный спорт привита давно и прочно, но неожиданным является наличие такого спорта в России. Иногда получается убедить — демонстрацией ли старых телепрограмм, показом фотографий в глянцевых журналах, один из лучших вы, кстати, держите сейчас в руках. И даже увязшие в своих традициях бизнеса японцы готовы вкладывать — так было с известным спиннинговым брендом «Major Craft» — представители компании «Мида» показывали, рассказывали, ездили к ним наконец — и они согласились и не прогадали. В этом году подобная же история случилась с воблерной маркой «Jackall Brothers» — там тоже потребовалось участие представителей из «Мира Рыболова», в итоге Сборная получила еще одного спонсора, а японцы — очень значимое рекламное пространство на форме спортсменов.

Никто не спорит, что наш рыболовный бизнес не в состоянии конкурировать с той же «нефтянкой». Но вот взаимно дополнять — получается, причем прекрасно. Даже если денег от «рыболовного» спонсора не хватит на создание полноценного фильма, дополнит его «непрофильный». Главное, не стесняться идти и рассказывать в рекламных отделах крупных корпораций, рекламный бюджет которых весьма велик, что то, за что они платят безумные деньги, вполне можно получить по более разумным расценкам, если не побояться вложить их пока не известных спортсменов. А потом будут получать отдачу, во много раз превосходящую вложения. Так было в теннисе, так становится и в ловле басса. Так должно стать во всем рыболовном спорте.

Опубликовано в журнале «Рыбалка на Руси»

 

Сергей Титов - все статьи Статьи по теме спиннинг На ваши вопросы в разделе форума "вопросы экспертам" ответит Андрей Питерцов Фотографии по теме спиннинг Видео по теме спиннинг
Поделиться
с друзьями:
Оцените материал?

(Нет голосов)