Удачная рыбалка для всех!

Ветроустойчивость туристических палаток. Часть 1.

Автор: Аноним


Чтобы ничто не омрачало вашего пребывания на природе, в горах ли или на рыбалке, чтобы жизнь в походных условиях была такой же комфортной, как дома, разработчики палаток всегда тщательно проверяют свои изделия на прочность, непромокаемость, ветроустойчивость и даже на ясность инструкции по эксплуатации. 

Но всегда жизнь вносит свои коррективы в казалось бы уже обозначенные вешки. Приведем небольшое предисловие в качестве личного мнения интернет-пользователей с известного рыболовного форума.

Цитата:

"Столько споров, какая форма лучше для палатки, куб или шатер? И никак к выводу никто не придет, вернее большая часть склоняется к кубам. Вроде люди грамотные, а такую ерунду несут…. Как технолог могу с уверенностью сказать, что ЗАКОНЫ ФИЗИКИ – аэродинамики никто не отменял! Если рассуждать с точки зрения практичности, то только форма шатра является идеальной для палатки, тем более зимней! 

Тут уповают на полезное пространство внутри, если так рассуждать, то тогда самолеты тоже нужно квадратными делать – столько внутри поместиться…. Конечно палатка не самолет, но любой рыбак, будь то профессионал, который идет на лед на несколько дней или любитель, всего на денек – любой, не застрахован от непогоды. Кто-нибудь видел на севере юрту квадратной формы? Люди не идиоты и испокон веков строят именно шатровой(куполообразной формы).

У куба стенка выпуклая, зато между стенками есть впалая зона , которая будет на ветру работать как 100% парус. У шатра форма правильная, одинаковая и обтекаемая со всех сторон, нагрузки будут распределяться равномерно, что сохраняет целостность. Т.е. на ветру нагрузка на крепления растяжек у куба будет в разы превышать по сравнению с шатром. А это означает, что эти крепления быстрее выйдут из строя.
Могу однозначно сказать, что если взять две палатки с одинаковым полезным внутренним объемом и с одинаково-хорошим качеством изготовления, то куб развалится уже при ветре 10м/с, шатер же выдержит до 20 м/с. Куб будет стоять до своего определенного уровня ветровой нагрузки, а потом просто порвет все растяжки, крепления вырвет все, вместе со льдом, ничего его не удержит. Шатер же будет изгибаться но будет стоять на месте при значительно больших нагрузках.

Теперь по поводу тепла, опять по тому же закону физики, тепло всегда устремляется к верху. Чтобы прогреть куб, необходимо сначала прогреть все пространство в верхней части палатки. Не трудно догадаться, что объем этого пространства в кубе значительно, в разы больше чем у шатра. При прочих равных условиях на прогрев шатра понадобится больше энергии. Теплый воздух соприкасается с большей площадью ткани и остывать будет быстрее. А значит при равных тепловых характеристиках ткань на кубе должна быть значительно толще и теплее чем на шатре. Все это сильно повышает вес и стоимость куба.

Исходя из всего написанного, могу с уверенностью сказать, что с практичной точки зрения шатер сильно выигрывает по сравнению с кубом. Чтобы иметь равные технические характеристики по теплу и ветровой устойчивости куб должен быть намного тяжелее и значительно дороже стоить. Тут приводятся примеры кубов за 30 000 руб., если за такую цену и с таким весом сделать шатер, то в нем жить можно будет на льду и не бояться непогоды. Куб унесет первым же сильным ветром.

Рекомендую при выборе палатки для зимней рыбалки, брать именно шатер в виде купола. Каркас желательно брать металлический, лучше из труб, они имеют самую высокую прочность. Чем больше диаметр трубки, тем лучше. Если каркас зонтичного типа, то на нем имеются коленчатые соединения в виде скоб. Нужно убедиться, что соединения эти сделаны из крепкого металла. Насчет тента, тут все относительно – если ткань толще, то и в палатке теплее будет, но вес будет больше, собирать будет сложно. Лучше чтобы тент был оптимальной толщины, в первую очередь для прочности, а сама палатка комплектовалась дополнительным тентом, который можно при необходимости отстегнуть, тогда палатка будет всегда легко складываться, а при необходимости и утепляться, второй тент очень повысит теплоизоляцию, за счет воздушной прослойки между слоями. Конечно качество материала имеет самое большое значение, но стоить это будет дороже.

По вопросу вытеснения шатров кубами, это полная ерунда, кубы хороши только тем, что форма новая, но с практичной стороны сильно проигрывают шатрам. Производителям шатров, я бы посоветовал провести испытания кубов и шатров в сертифицированном центе, в ветровой установке и вывесить все это на сайтах. Там сразу будет видно, что есть что. Куб и половины нагрузки не выдержит в сравнении с шатром. Посмотрите в интернете, такие испытания проводятся и есть наглядные примеры, что происходит с палатками при повышении ветровой нагрузки.."

Конец цитаты.

Теперь приступим непосредственно к самому тестированию.

Испытания туристических палаток, цель – определение устойчивости палаток от воздействия ветровой нагрузки, и определение дефектов, возникших в процессе испытаний.

Немного вводной информации
Палатки закреплялись на деревянной прямоугольной платформе. Крепление осуществлялось штатными растяжками предусмотренных конструкцией. 
Палатка испытывалась в четырех положениях – угол натекания воздушного потока 0, 90, 180, 270 градусов (схема 1)
af2751.jpg

Скоростной режим был выбран в соответствии со Шкалой Бофорта по верхнему пределу каждой ступени бальности (таблица 1)
6a5ffe.jpg

Результаты испытаний
Палатка 1С
Описание: форма — арочный тоннель, дуги — 2 поперечные дуги в карманах снаружи тента, вход — 1 прямоугольный (2 молнии), вентиляционные окна — 2 (над входом и сзади), растяжки — 6(4 за дуги, 2 за вентиляционные окна).

5777f7.jpg
При скорости до 10,8 м/с палатка устойчива и не имеет деформаций. При скорости 13,9 м/с, и угле 90 незначительная упругая деформация дуг. При скорости 17,2 м/с и угле 110 гр. произошло складывание палатки, с нарушением жилого пространства, остаточная деформация дуг. При скорости 24,4 и 0 угле полное складывание палатки и излом наветренной дуги у края кармана.

448e14.jpg

119a03.jpg

Палатка 3С
Описание: форма — шатер, дуги — под тентом (2 диагональные дуги с Х-соединением и 1 центральная хребтовая полу дуга), вход — 2 треугольных (по 1 молнии), вентиляционные окна — над входом, растяжки — 6(2 по оси за концы полу дуги, 4 V-образные на диагональных дугах).

9ce970.jpg
Скорость до 8 м/с во всех углах — палатка устойчива и не имеет деформаций. При скорости 10,8 м/с при всех углах незначительная упругая деформация дуг. При скорости 13,9 м/с и 0 угле складывание дуг. При угле 50 излом дуги с подветренной стороны и разрыв тента палатки.

075a6d.jpg

33948a.jpg

Палатка 5С
Описание: форма — арочный тоннель, дуги — под тентом (2 поперечные дуги с V-соединением на оси в центре палатки), вход — 2 прямоугольная трапеция (2 молнии), вентиляционные окна — 2 (над входами), растяжки — 6(4 за дуги, 2 за вентиляционные окна).

2df6db.jpg
При скорости до 8 м/с во всех углах — палатка устойчива и не имеет деформаций. При скоростях 10,8 — 13,9 при угле 90 незначительная упругая деформация дуг. При скоростях 17,2 — 20,8 и 0 угле упругая деформация дуг, при угле 90значительная упругая деформация дуг с сохранением жилого пространства и расстегивание молний входа. При скорости 24,4 м/с и 0 угле значительная упругая деформация дуг, при угле 40 гр. складывание палатки с нарушением жилого пространства и значительные остаточные деформации дуг, разрыв молнии входа и тента палатки около молнии.

bc4e8e.jpg

d466d2.jpg

Палатка 6С
Описание: форма — шатер, дуги — под тентом (2 диагональные дуги с Х-соединением и 1 центральная хребтовая полу дуга), вход — 2 треугольных (по 1 молнии), вентиляционные окна — 2, растяжки — 2 за вентиляционные окна.

bf61a1.jpg
Начиная со скорости 8 м/с происходит потеря устойчивости дуг, а при скорости 10,8 м/с и выше — складывание палатки с нарушением жилого пространства.

1301cc.jpg

Палатка 8С
Описание: форма — купол, дуги — над тентом (6 дуг с Ж-соединением), вход — 1 треугольный (2 молнии), вентиляционные окна — 1 (верху, колпак над вентиляционным окном), растяжки — 6 за колпак вентиляционного окна и дуги.

d09405.jpg
При скоростях до 10,8 м/с палатка устойчива и не имеет деформаций. При скоростях 13,9 — 17,2 м/с на всех углах наблюдается незначительная упругая деформация. При скоростях потока 20,8 — 24,4 м/с значительная упругая деформация дуг с незначительным нарушением жилого пространства палатки. Остаточных деформаций нет.

d0e0e8.jpg

Палатка 9С
Описание: форма — шатер, дуги — под тентом (2 диагональные дуги с Х-соединением и 1 центральная хребтовая полу дуга), вход — 2 треугольных (по 1 молнии), вентиляционные окна — 2 (над входами), растяжки — 4 (2 над входами, 2 за центр тента).

89045a.jpg
До скорости 8 м/с палатка устойчива и не имеет деформаций. При скоростях потока 10,8 — 13,9 м/с складывание дуг с нарушением жилого пространства. Выше скорости 13,9 м/с происходит полное складывание палатки и значительные остаточные деформации дуг каркаса.

Палатка 10С
Описание: форма — шатер, дуги — под тентом (2 диагональные дуги с Х-соединением и 1 центральная хребтовая полу дуга), вход — 2 треугольных (по 1 молнии), вентиляционные окна — 2 (над входами), растяжки — 4 (2 диагональные за вентиляционные окна, 2 за центр тента).

77e0e5.jpg
При скоростях потока до 8 м/с палатка устойчива и не имеет деформаций во всем диапазоне углов. При углах натекания патока 30 — 40 гр. и скорости патока 13,9 м/с значительная упругая деформация дуг и начало складывания палатки(восстановление формы при угле 0). При скоростях 17.2 — 20,8 поведение аналогичное как и при скорости 13,9 м/с, но деформация увеличилась. При скорости 24,4 м/с и угле 0 складывание палатки, расстегивание молний входа, значительные остаточные деформации дуг каркаса. Самостоятельное восстановление формы при остановки патока.

Палатка 12С
Описание: форма — пилотка вдоль по потоку, дуги — над тентом в карманах (2 дуги с V-соединением в нижней части), вход — 1 (2 молнии), вентиляционные окна — нет, растяжки — 2 диагональные за тент.

2e7114.jpg
При скоростях 8 м/с палатка устойчива и не имеет деформаций. При скоростях 13,9 — 17,2 м/с значительная упругая деформация дуг. При скорости 20,8 м/с и угле 50 гр. складывание палатки, излом дуги, расстегивание молнии входа.

b96ef6.jpg

0ae4bc.jpg

Конец первой части

Часть вторая

Поделиться
с друзьями:
Оцените материал?

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Аноним13 мая 2014 в 15:06
0
Спасибо за статью, как раз сейчас подбираю палатку, думаю остановиться на быстросборной http://www.mavericktent.ru/production/travel_tents/486/

Надоело мучится со сборкой.
ответная реплика