Удачная рыбалка для всех!

Ловля судака на нижней Волге

Автор: Алексей Коломиец Спорт: Спиннинг Рыба: Судак

Если кто-то Вам скажет, что город Волгоград находится где-то на периферии – не верьте! Все, кто весной или осенью едут на Нижнюю Волгу, на рыбалку, – проезжают этот город. Так уж случилось, что я волгоградец и зачастую выгодно пользуюсь его расположением.

Если кто-то из знакомых рыболовов едет в Астраханскую область по левой стороне – я не без удовольствия могу присоединиться к ним. А если по правой, – то с не меньшим удовольствием, и тоже могу! Зачем туда люди стремятся – вопрос риторический. За судаком! Только на коренной Волге можно с большой вероятностью найти и поймать трофейного судака.

Вообще, тема ловли трофейного судака меня захватила не вдруг. Сначала мне посчастливилось быть участником Мемориала им. Соболева, где в зачет принимается только судак от 65 см длиной. Именно тогда, в далеком 2008 году я понял, что крупные судаки – это не 2-х, и даже не 3-х килограммовые. Таких, при желании, можно наловить приличное количество. А вот 4 кг и выше – вот кого надо выследить, дождаться и попытаться поймать! Одно дело – пытаться поймать трофей, во что бы то ни стало, другое – ловить рыбу в свое удовольствие, но с прицелом на крупняк.

Именно за такой рыбалкой мои приятели из Москвы приезжают в Енотаевский и Харабалинский районы. О ней я и хочу рассказать.

Прежде всего – поиск.

Два года назад я приехал на рыболовную базу «Волга-Волга» 11 апреля. Отличная погода, уютная база, отличное судно с хорошим мотором. Но самое главное, капитан – опытный рыболов. Именно он творил чудеса по вылову трофейных судаков в то время, как мы пытались хоть что-то поймать зачетное.  В первый же день мы легко уходим от нуля. Судаки и берши исправно ловятся на классическом свале в яму, в которую ведет узкая канава.

Дмитрий предпочитает ловит на мульт.

Мы ставили лодку и около ямы, в надежде поймать сома, который уже проснулся. Мы облавливали канавку, о которой я уже написал. Однако, надеяться на поклевку трофейного судака не приходилось. Для этого надо сначала вычислить его присутствие, а потом, в нужное время – дождаться. И еще один момент сильно усложнял нашу задачу – это повышенный уровень воды в Волге. Разумеется, прошлогодние уловистые места, приносящие трофейных клыкастых, уже давно все проутюжили.

Немой вердикт к моменту моего приезда уже висел в воздухе – рыбу надо искать заново. Акватория в тех местах – не маленькая. Что бы хоть как-то бороться с капризами реки и судака, мы (три экипажа) разделили доступную акваторию, и каждый экипаж искал рыбу в определенном месте.

Вот уж, воистину, трудовая рыбалка. Ведь ловим в основном на груза в 40 граммов! Вечером стакан поднять трудно после беспрестанных забросов и работы с якорем.  Мы с Дмитрием поднимались выше по течению, пытались обловить глубины, но не просто ямы, а двойные уступы. Этакие, покатые ступеньки в сторону фарватера Волги. Хорошо, если их будет больше одной. В таких местах вероятность встретить крупного судака наибольшая. Мы упирались только в джиг. Троллингом и в отвес в дрейфе не ходили, хотя все эти способы в той или иной степени в прошлые сезоны были результативны. Сомов тоже принципиально старались не ловить. Однако, ничего крупнее 2-х кило мы не смогли поймать.

Этот попался на «флажок»

В прилове была щука на 3 кг.  Интересно было с приманками. Я чаще всего ловлю на поролоновых рыбок. Без фанатизма, просто отдаю им предпочтение. Когда их сам делаешь – это самая бюджетная и уловистая приманка. Но напарник мне авторитетно заявляет, мол, снимай поролонку, на них в этом году – не ловится! Ловится – на «флажок»! Ну, я начинаю оспаривать такое утверждение, однако двухкилограммового судака поймал именно на «флажок». Однако, в последний день нашей совместной рыбалки в противостоянии «флажок – поролонка» счет оказался 1:7. Но это отнюдь не говорит в пользу поролонки.

На серый поролон

Это говорит о том, что не в приманке дело. Скорее всего, большое значение имеет вера рыболова в свою приманку и желательно таких приманок надо иметь несколько видов. Лично у меня поролонок было больше разновидностей, чем «флажков». Вполне вероятно, что мне удалось подобрать то, что судаку нравилось больше. Что это было, компактность, цвет или плавучесть – не берусь судить.

Но сама возможность подбора – очень важна при капризном клеве. Вообще, по холодной воде, я чаще всего ловлю либо на серый поролон, либо на черный. Как мне кажется, на них поклевок больше. Но я вынужден еще раз оговориться – дело не в приманках! Я говорю только лишь о противостоянии приманок в нашей лодке, а ведь на Волге ловит рыбу очень много экипажей! И у каждого свои приманки!

Кто-то на силикон ловит, кто-то на «запеканки» (запеченные рыбки из поролона), кто-то монтирует двойник в риппер, кто-то использует большие джиг-головки – и все ловят!

Так что, нужно просто верить в свою приманку!

Весна на Харабалыке.

В прошлом году, самом начале апреля я принял приглашение своих друзей и примчался буквально на пару дней порыбачить с лодки в окрестностях поселка Селитренное, что в Харабалинском районе Астраханской области. Очень интересное место в плане разнообразия рыбалки. Можно рыбачить на Ахтубе и многочисленных протоках: Банный, Харабалык, Митинка, Кирпичный, Мангут, Ашулук.

Места для меня более чем знакомые.  Так и тянет еще раз съездить туда, посмотреть, как все изменилось, стоит ли рыба там, где когда-то я ее находил?

Харабалык весной

Ну и, конечно же, еще раз поискать рыбу. Поучиться у тех, кого считаю опытными рыболовами. Согласитесь, какими бы мы ни были экспертами – всегда есть чему поучиться у других рыболовов. После налетевшего на Юг России циклона со снегопадом, установилась ясная, но ветреная погода. Чем замечательны те места – всегда можно найти подветренные берега и ловить рыбу более-менее комфортно. Мы с Александром выбрали оптимальный план поиска рыбы: мы решили двигаться через ерик Банный в сторону Харабалыка и исследовать знакомые ему и мне когда-то «клевые» точки. Нужно было обкатать новый мотор, скорость для этого абсолютно не нужна, поэтому логичным было весь день медленно и качественно рассматривать дно с помощью эхолота. На Банном мы не нашли ничего стоящего.

Проверили известные точки, но судака не обнаружили. К тому же выяснили, что наш якорь слишком лёгок для нашей лодки. На сильном ветру, да еще с попутным течением нам встать в нужном месте не реально. Попытались обловить большую стаю бели, что оказалась на своем старом месте, но так и уехали с одним бершиком. А вот в Харабалыке мы отловились очень прилично.

Я там знал всего одну точку, в которой поздней осенью перед ледоставом хорошо ловил окуня. Оказывается, Александр именно от этой точки и вверх по течению начинает обычно ловить судака троллингом. Собственно, мы так и сделали. Первый же судачок влетел как раз напротив этого места.

В отличие от прошлых лет, из балки еще и ручеек вытекал. Своеобразный вытек весенний. На границе мутной и чистой воды вытека исправно на джиг ловились мелкие судачки. Отпустили троих и решили больше не мучить молодежь. И, проехать чуть дальше, уперлись в стаю судака. Каждый проход троллингом приносил 1-2 судаков. Крупных не было, но и откровенная мелочь не досаждала.

На следующий день мы решили тщательно обловить все коряги, которые есть по дороге в ер. Харабалык. Но, как бы мы не старались, сколько бы мы не отрывали приманок – ни одной поклевки так и не увидели. К этому времени второй экипаж выловил на вчерашнем месте судака на 6 кг.

Мы решили больше не терять времени и ехать ловить судака там, где он есть. В общем, судака мы ловили исключительно троллингом, причем в первый день судак ловился чаще, чем на следующий. Если кому-то интересно узнать про воблеры, на которые мы ловили – это были в основном Duel Hardcorу LB-90 и Yo-Zuir Minnow Deep Diver.

Сам по себе троллинг меня не прельщает, как вид ловли, но я и не ставил перед собой задачи наловить рыбы. Наоборот, хотелось покататься, посмотреть с помощью эхолота рельеф дна, поискать рыбу – что я и сделал.

тот самый весенний вытек

Матчасть для Нижней Волги.

Всегда, когда предстоит поездка на Нижнюю Волгу, я начинаю ворошить свои спиннинги. Ох, как это не просто. Ведь, каждый мощный спиннинг – это свои переживания. Самый проверенный спиннинг для ловли с лодки на Волге – это Sabaneev Team-Kuzmin 18-75 гр. Я не знаю, выпускаются сейчас такие или нет, но это одна из первых палок серии, которую я получил лично из рук К. Кузьмина. Я за несколько лет перепроверил обе границы теста, верхний и нижний.

Все четко совпадает.

Отличная джиговая палка, чуткая, мощная, кидучая. Но при своей длине 2.8 м – она больше подходит для ловли с берега. Такой махать целый день – устанешь. А как только начинается вываживание – рычаг великоват. Однако, из-за ее мощи я всегда беру ее с собой. Бывают моменты, когда сомы атакуют – вот тогда без нее приходится туго.

Весь прошлый год я с лодки чаще всего ловил новым спиннингом Hearty Rise Evolution ES-762MH (7-28 gr). Она короче, но очень чуткая. Верхний тест, как у всех басовых серий, занижен, то есть она реально работает граммов до 35. Пока что я ее еще не насиловал в борьбе с пресноводными гигантами, но думаю, это скоро произойдет. В этом году весна ранняя и очень мощно заявила еще в начале марта.

Сомы атакуют!

Про плетеные шнуры тоже нужно сказать «пару ласковых». Очень долгое время я пользовался плетенкой Power Pro 15 lb. На отдельной катушке всегда намотано 20 lb – как я уже говорил, на случай встречи с активными сомами. Но чаще на судака достаточно плетенки 15 lb. Если кого-то коробит непонятная система представления разывной нагрузки – я делаю просто.

Делю эти самые lb пополам и получаю килограммы с некоторой погрешностью. Почему именно Power Pro я выбрал? Да просто устал от экспериментов. Именно PP несколько лет к ряду не теряла в качестве, правда, покупал я ее исключительно в американском интернет-магазине. Именно оттуда плетенка приходила качественная, без всевозможных наплывов. Я дожидался хорошей распродажи и сразу брал себе большие размотки, поэтому выходило очень бюджетно. Но время идет, НТП не стоит на месте. Когда все друзья ловят на новые плетеные шнуры, получают новые ощущения – чувствуешь себя не столько ретроградом, несколько не модным что ли.

Однажды, я заметил, что не могу даже поддержать разговор в бане, когда речь зашла о новых шнурах. Я даже в руках не держал никакие новинки. Вот так  моем арсенале появились плетеные шнуры SpiderWire EZ Braid и Power Phantom. Пока что рано говорить о том, что я их изучил «от и до», однако за два сезона никаких серьезных нареканий не имею. Единственное, к 8-жильной Power Phantom я долго подбирал узел – и нашел таки! Он хорошо дружит с узлом Uni. Про Spider EZ Braid пока могу сказать только то, что она намного тоньше аналогичных по нагрузкам шнуров.

Мне показалось, что легкие груза с ней летают дальше и приманки тонут быстрее. Но это пока самая молодая плетенка в моем арсенале, мне с ней придется идти в серьезный бой уже в этом сезоне.